Как спаять золотую цепочку в домашних условиях?

Как легко спаять золотую цепочку в домашних условиях?

Сломался замок на цепочке: как починить

В ювелирных изделиях используется в основном 3 вида замка:

  • карабинный, в котором может ломаться штифт или пружинка;
  • шпрингельный — практически не подлежит ремонту, только заменяется на новый;
  • коробочка — ломается язычок или страховка.

Отремонтировать замок на цепочке своими руками легко, если его отдельные части не сломались, а несколько деформировались, например, в случае замка-коробочки. Требуется лишь немного поджать и вернуть их в прежнее положение. Починить карабин можно, заменив штифт или пружинку (если таковые имеются в наличии).

Сделать застежку на золотой или серебряной цепочке можно самостоятельно, лишь заменив ее на новую. В остальных случаях починить застежку на цепочке лучше в ювелирной мастерской. Специалист подберет необходимые запчасти и отрегулирует их взаимодействие при установке.

Ремонт украшения в мастерской

Ювелиры используют стандартную схему восстановления целостности изделия:

  1. Подготовка украшения: очистка, фиксация.
  2. Выбор флюса, припоя.
  3. Пайка. На этом этапе в мастерских используют специальное оборудование – лазерное.
  4. Очистка шва, полировка изделия.

Для ремонта серебряных и золотых украшений следует обращаться в ближайшую к дому ювелирную мастерскую. Салоны в разных городах:

Город Название мастерской Цена, руб. Контакты
Воронеж «ЮвелирЪ-Сервис» 250-350 +7(473)292-52-92
Новосибирск «Мастер Ювелир» от 350 +7(953)877-05-55
Чита «Ювелирная мастерская» от 200 8(3022)31-59-76
Смоленск «Ювелирная мастерская» от 250 +7(920)324-68-69
СПб ARTEL от 850 +7(812)982-88-78
Самара «Ювелиры Самары» от 170 8(927)201-32-23
Екатеринбург Shubin Service После предварительной оценки +7(343)361-35-11
Москва Nota-Gold от 900 +7(495)135-00-10
Брянск «Мастер Ювелир» от 250 +7(910)337-65-51
Барнаул Diamond gold 300 +7(913)239-89-89

Преимущества лазерной пайки у ювелира

Положительные качества технологии:

  • высокая точность;
  • малый радиус световой точки;
  • выполнение пайки на участках, где ограничен доступ к сломанной детали;
  • отсутствие эффекта напряжения металла;
  • повышение коррозионной стойкости;
  • отсутствие необходимости в применении присадочного материала;
  • возможность пайки изделий с покрытием без риска его повреждения.

Лазерная пайка ювелирных изделий

Факторы оценки стоимости работы

Цены в ювелирных мастерских формируются с учетом факторов:

  • размера участка, требующего ремонта;
  • степени срочности восстановления изделия;
  • конфигурации украшения: есть ли сложное плетение и т. д.;
  • добавления еще одной дозы золота для устранения сложных дефектов.

Причины поломки цепочек

Золото является мягким металлом, поэтому все украшения сделанные из него имеет свойство ломаться.

Существует ряд причин, по которым золотая цепочка может порваться:

  • Лёгкий вес. Это самая частая причина поломки золотых украшений. В частности, это касается изделий, которые были изготовлены из трубочек. Отремонтировать такую цепочку стоит дороже, чем её цена при покупке.
  • В попытке распутать цепочку. Очень часто цепочка рвётся после того, как владельцы пытаются её распутать. Со временем звенья цепочки расшатываются. Соответственно чем старше украшение, тем больше вероятность поломки. Для обнаружения подобной проблемы, следует через увеличенного стекло рассмотреть звенья. Если звенья являются перетёртыми, то необходимо их заменить как можно раньше.
  • Тяжёлые кулоны на изделии. Вес подвески должен соответствовать толщине цепочки. В противном случае поломки не избежать.
  • Пустотелое изделие. Подобные золотые украшения легко рвутся от механического воздействия. Они быстро изнашиваются. Поэтому не стоит вешать на них тяжёлые подвески.
  • Изделие некачественное.

Как и с помощью чего спаять серебро?

Прежде, чем решиться припаять части серебряного изделия самостоятельно, нужно разобраться в физико-химических свойствах благородного металла. Температура плавления серебра составляет 960 градусов. Это средний показатель для различных металлов, из которых производятся ювелирные украшения.

Температура плавления зависит от того, какое количество чистого серебра содержится в сплаве. Чтобы паек получился качественным, нужно основательно подойти к выбору серебряного припоя.

Он представляет собой прочное паяное соединение и применятся для пайки как цветных, так и черных металлов, а также различных сплавов. Для удобства использования все припои подлежат маркировке, включающей буквенно-цифровой набор. Цифровой показатель определяет количество серебра в припое в процентном соотношении.

Любой шов, спаянный при помощи припоя, устойчив к коррозии, не деформируется, является прочным. Самый важный фактор из выше перечисленных – антикоррозийность. Чтобы данный момент соблюдался, следует выбирать припои, в которых повышенное содержание чистого серебра.

Данные материалы продаются в специализированных магазинах. Оптимальным является припой, для которого температура плавления составляет выше 240 градусов. Поэтому покупать нужно сплав, имеющий маркировку ПСР2 или ПСР2,5. Альтернативой такому припою может стать специальная смесь.

В случае невозможности приобрести припой в специальных торговых точках, можно сделать его самостоятельно. Самый распространенный и качественный состав, в который входят:

  • Серебро – 45%;
  • Медь – 25%;
  • Цинк – 30%.

Вас может заинтересовать: Что такое белое золото и его состав 585 и 750 пробы?

Все компоненты расплавляются в муфельной печи. Смесь после плавки переливают на подложку и пропускают через станок, чтобы получились листы нужной толщины. Для спаивания применяют листы 1-3 мм. От них отрезают полоски необходимой длины.

Порвалась цепочка — как починить?

Чтобы спаять золотую цепочку в домашних условиях, вам понадобятся следующие инструменты:

  • Газовая горелка для пайки.
  • Припой для пайки золота.
  • Специальный флюс.
  • Плоскогубцы.
  • Лист тугоплавкого металла.
  • Набор надфилей (лучше, если под рукой будет бормашина).
  • Шило.
  • Пинцет.
  • Тиски.

Если специального припоя у вас нет и приобрести в мастерской нет возможности, то придется приобрести дополнительные материалы и инструменты:

  • Тигель.
  • Золото.
  • Серебро.
  • Латунь.
  • Медь.
  • Емкость для отливки припоя.

Чтобы процесс пайки вам был понятен, опишем его поэтапно.

Изготовление пайки

Ювелирные изделия требуют и ювелирной точности, поэтому:

  • Для изготовления припоя в тигель поместите золото, серебро и медь в следующей пропорции: 585:115:186.
  • Кроме того, на этот состав потребуется 135 частей латуни, либо 112 долей кадмия.

Пошаговая инструкция:

  1. Золото, серебро и медь подвергните плавке с помощью газовой горелки.
  2. В расплавленный состав введите латунь (кадмий).
  3. Дождитесь полного перемешивания ингредиентов.
  4. Вылейте состав в емкость.
  5. Слегка остывшему металлу на наковальне придайте форму пластины или тонкой проволоки.
  6. Дайте материалу остыть.
  7. Сверните припой в удобное для хранения положение.

Порядок выполнения пайки

Починка украшений из драгметаллов требует предварительной подготовки, поэтому действуйте следующим образом, чтобы аккуратно спаять золотую цепочку в домашних условиях:

  1. На разомкнутое звено наденьте целые детали цепочки.
  2. Внутрь поврежденного звена вставьте металлический цилиндр соответствующего диаметра.
  3. Обожмите звено с помощью плоскогубцев (пинцета). Таким образом вы соедините звенья с помощью поврежденной детали и приведете цепочку в нормальное состояние.
  4. Зачистите место пайки и обработайте флюсом. В процессе обработки образуется защитная пленка, которая будет противостоять появлению оксидов и позволит припою растечься по поверхности золота равномерно.

Итак, цепочка соединена, место пайки обработано, теперь заготовьте кусочек припоя подходящего размера и расположите его в непосредственной близости от себя. Приступаем к завершающему этапу.

Разогрев детали горелкой

Пошаговая инструкция:

  1. Отрегулируйте газовую горелку до получения очень тонкого потока плазмы.
  2. Разогрейте место пайки. Под воздействием температуры золото изменит цвет. Это будет свидетельствовать о том, что к месту повреждения можно приложить припой.
  3. Нагревайте место соединения и припой. Через короткий промежуток времени припой растечется по детали.
  4. Продолжайте следить за цветом металла и не дайте припою стать слишком перегретым. Он не должен капать с изделия и отличий по цвету с основным тоном украшения быть не должно.
  5. После того, как кадмий выгорит, а припой сравняется с золотом, считайте, что деталь цепочки спаяна.

Окончательная обработка места спайки

Чтобы придать изделию товарный вид, необходимо место пайки обработать. Это можно сделать надфилем. Однако необходимо помнить, что золото не очень охотно поддается шлифованию, а работать придется с мелкими деталями. А вот бормашина из стоматологического кабинета могла бы на порядок ускорить этот процесс. Эту же машину можно было бы использовать и для полировки поверхности. В результате обработки бормашиной цепочка ничем не будет отличаться от только что купленной в магазине.

Как происходит сам процесс

Ювелирное изделие из серебра следует поместить на подходящую поверхность, которая обладает низкой теплопроводностью, не разрушится от воздействия высоких температур, например, на кирпич.

Затем место, где будет находиться сварной шов, нужно обмазать флюсом и поместить туда кусочек припоя.

Теперь можно взять горелку и плавно подвести к изделию. Обрабатываемая зона должна равномерно прогреться. А как только флюс полностью расплавится, огонь надо увеличить и продолжать пайку до того момента, пока не возникнет действительно надёжный шов.

Если же припой и флюс внезапно закончатся, необходимо аккуратно добавить их новые порции на то же место.

По завершению пайки изделие необходимо очистить от флюса и остатков припоя. Для решения данной задачи подойдёт наждачная бумага. Дополнительно поверхность серебра можно подвергнуть обработке раствором лимонной кислоты в целях осветления или раствором йода для зачернения.

Не стоит забывать, что пайка должна производиться в проветриваемом помещении, а человек, осуществляющий эту операцию, обязательно должен быть защищён маской или очками

Причины поломки цепочки

Как отремонтировать или укоротить цепочку? Прежде всего, рассмотрим причины, повлиявшие на поломку изделия. Их может быть несколько:

  • Брак. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть версию некачественной работы, необходимо провести экспертизу. В случае подтверждения заводского брака, производитель обязан оплатить стоимость ремонта и экспертизы или вернуть покупателю потраченные деньги.
  • Легкий вес изделия. Одна из распространенных причин того, что изделие рвется, является его легкий вес. Очень часто украшения изготавливают из трубочек. Весят такие изделия намного меньше, цена на них намного ниже. Заплатив за изделие меньшую стоимость, владельцы зачастую тратят на ремонт немалые деньги.
  • Попытка распутать не совсем новое изделие. Очень часто цепочка рвется во время попытки ее распутать. Если изделие не совсем новое, то звенья могут расшататься от длительного использования. Чтобы определить, необходим ли ремонт и замена звеньев на новые, внимательно осмотрите изделие через увеличительное стекло. Перетертые звенья лучше заменить сразу и не ждать, пока цепочка порвется полностью.
  • Тяжелые кулоны на изделии. Всегда необходимо учитывать соотношение веса подвески и толщину цепочки, на которую вы планируете повесить кулон.
  • Изделие пустотелое. Такая цепочка очень часто рвется от малейшего механического воздействия. На нее нельзя вешать тяжелые кресты и кулоны, поскольку это приводит к быстрому изнашиванию изделия.

Как видите, причин поломки изделия нет так мало, поэтому всегда нужно помнить, что ювелирное украшение — вещь достаточно хрупкая, при неаккуратном обращении может порваться.

Форма ромба

Панцирный вид плетения имеет отшлифованные звенья, расположенные в одной плоскости. Сцепленные петли имеют ромбическую форму и могут связываться одним, двумя и даже тремя звеньями одновременно. Существуют различные комбинации панцирного плетения. Например, маленькие звенья вплетаются в крупные или последовательно чередуются друг с другом. Первый вид носит название «Нонна», второй – «Фигаро». Еще один способ плетения, который может иметь квадратное, овальное и круглое сечение, называется «Снейк» или «Кобра». Действительно, шнур внешним видом напоминает панцирь змеи и слегка изгибается. Веревочное плетение цепи также относится к панцирному виду. Во время соединения звеньев цепь слегка прокручивается в определенную сторону, внешним видом напоминая канат.

Припои для драгоценных металлов

Основным материалом при пайке является припой, специальный расплавляемый сплав. Ювелирные припои имеют в своём составе драгоценные металлы.

Классификация этих сплавов осуществляется по температурной шкале их плавления. Сплавы для пайки, применяемые в ювелирном деле, обычно плавятся при температуре от 650 до 1000 ℃.

Эти относительно высокие значения температур и определяют газопламенное оборудование в качестве основного в ювелирной пайке.

Выбор сплава для ювелирной пайки представляет особую важность и должен осуществляется индивидуально к каждому изделию. Важнейшим критерием в этом вопросе является цвет изделия

Дело в том, что в зависимости от пробы металла, из которого изготовлено украшение, а также состава добавок, применённых в сплаве, цвет материала может иметь различные оттенки.

Очевидно, что при пайке ювелирных изделий, цвет применяемого сплава должен совпадать с цветом основного материала, в противном случае, работа может быть признана браком.

С этой целью, сплав, использующийся для ювелирной пайки золотых и серебряных изделий должен иметь ту же пробу, что и материал изделия, а также по возможности близкий состав.

Готовить самому или купить

Припои могут приобретаться в готовом виде, либо готовятся самостоятельно. При самостоятельном изготовлении сплавов для ювелирной пайки, необходимые компоненты в нужных пропорциях помещаются в тигель и расплавляются пламенем газовой горелки.

Весовые доли компонентов должны быть выверены очень точно, для чего обычно используются тонкие аптекарские весы. После расплавления и перемешивания всех составляющих, из жидкого расплава отливаются прутки, для чего используются специальные формы.

Многие мастера, для удобства последующей ювелирной пайки, раскатывают прутки в тонкие пластины и нарезают их на кусочки.

Состав

В продаже можно найти по несколько видов припоя каждой имеющей распространение пробы, которые отличаются друг от друга по составу и соответственно, по цвету.

Кроме пробы и цвета, сплавы, применяемые для ювелирной пайки должны обладать специфическими качествами, которые обеспечиваются введением в них особых добавок, иногда не содержащихся в соединяемых металлах. Например, в золотые припои могут включаться серебро, медь, цинк и кадмий.

Кроме этого, серебро ослабляет желтизну оттенка золотого сплава. Введение меди напротив, повышает тугоплавкость и твёрдость припоя и добавляет красноватые тона в его окраску.

Добавление в припой кадмия и цинка снижают твёрдость, но при этом, первый придает изделию зеленоватый оттенок, второй же, ослабляет интенсивность окраски сплава.

Кроме названных компонентов, золотой ювелирный припой может содержать никель и палладий, которые придают сплаву белый цвет. Припои, содержащие эти элементы, используются для пайки ювелирных изделий из белого золота и платины.

К припоям для пайки серебряных изделий не предъявляются столь жёсткие требования в части пробы, как к золотым. Серебряные припои изготавливаются с содержанием меньшего количества компонентов, чем сплавы для пайки золота. Кроме самого серебра, в серебряном припое обычно присутствует либо только медь, либо медь с цинком.

Подготовка изделия

Перед ювелирной пайкой изделие следует закрепить в тисках или другим подходящим способом. Повреждённой детали украшения должна быть придана первоначальная форма.

Возможно, с этим придётся повозиться, но это обязательная процедура. Для этого могут потребоваться дополнительные приспособления. Вернуть исходную форму кольца или звена цепочки помогут подобранные по размеру цилиндрические детали.

Такая деталь вставляется внутрь деформированного кольца или звена цепочки, после чего изделие мягко обжимается снаружи плоскогубцами до достижения нужного результата. Разумеется, цепочка должна быть собрана, повреждённое звено или застёжка соединена с другими звеньями.

После того, как форма изделия восстановлена, и оно надёжно зафиксировано, место будущей пайки зачищается, обезжиривается и покрывается слоем флюса. Флюс создаёт на поверхности золота защитную плёнку, препятствующую окислению металла в процессе пайки.

Теперь можно приступать собственно к пайке. Флюс для пайки золота покупают готовый или делают своими руками, беря по 10 г буры и борной кислоты на 100 г дистиллированной воды.

Раствор кипят, и затем в него опускают золотое изделие и тоже несколько минут кипятят. Золото в результате покрывается защитным слоем.

К чему рвется цепочка на шее

Если верить суевериям, данная примета несет двойственное объяснение.

  • Если порвалась цепочка с крестиком, Бог дает право выбора собственного пути.
  • Другое объяснение говорит, что в окружении появились люди с негативной энергетикой, которые желают зла, наводят порчу, а священный символ нейтрализует это воздействие.
  • Если цепочка с крестиком порвалась, но вы успели поймать крестик — впереди ждут проблемы со здоровьем.

Если же отбросить все приметы и суеверия, разрыв цепочки объясняется либо неосторожным обращением, либо плохим качеством изделия.

«Застегни мою любовь вокруг шеи, я живу, чтобы украшать тебя – ты моя драгоценность» — говорила Грейс Ливингстон-Хилл (американская писательница). Аккуратное и бережное отношение к ювелирным изделиям продлит на долгие годы радость «общения» с ними.

Источник

Необходимые приспособления

Для тех, кто хочет попробовать себя в этом интересном, но нелёгком деле, вначале необходимо укомплектовать свою домашнюю мастерскую минимальным набором инструментов, приспособлений и материалов. Для этого потребуются:

  • миниатюрная газовая горелка с тонким факелом;
  • специальный золотой припой;
  • флюс покупной или самодельный;
  • миниатюрные плоскогубцы и пинцет;
  • набор надфилей разной формы;
  • бормашина;
  • маленькие тиски.

Сам процесс пайки золотых изделий не отличается от пайки других металлов. Нюанс заключается в том, что детали золотых изделий, которые необходимо припаять друг к другу, имеют довольно малые размеры.

Ещё одно отличие состоит в применяемых инструментах. Для паяния золота не применяют паяльник, так как припой для золота имеет высокую температуру плавления. По этой причине работа ведётся газовой горелкой.

https://youtube.com/watch?v=HJk2kXDyRyI

Как осуществить пайку?

Информация о том, что начиная с раннего средневековья и появления первых производственных мастерских, человек использовал для соединения (сплава) двух частей одного и того же драгоценного металла пайку, пришла к нам с сохранившимися ювелирными украшениями, на которых четко заметен грубоватый шов.

Золотые украшения средневековья были массивными и, поэтому некоторая неравномерность шва не бросалась в глаза.

Как раньше, там и сейчас соединение двух металлических поверхностей осуществляют с помощью третьей, которая плавится при значительно меньшей температуре.

Нагревая все три поверхности (используется горелка или лазер) добиваются расплавления легкоплавкой поверхности и растекания ее по деталям, которые нужно соединить.

Застынув, пайка образует твердый соединяющий слой сплава, который потом шлифуют, чтобы сделать незаметным.

Для каждого металла нужен свой припой и даже несколько.

Когда края спаиваемых поверхностей разогреваются, на них проступает окислительная плетка – окисл, которая мешает крепкому сцеплению наплавляемого слоя с основой.

Причем не просто ухудшает соединение, а может привести к моментальному излому после остывания.

Чтобы предотвратить это, используют флюс – вещество, которое при нагреве нейтрализует кислую пленку.

Флюс не только подбирается для каждого металла или сплава, но и в зависимости от дальнейшего использования предмета, нагрузок на спаечный шов, припоя и ряда других деталей, флюс должен быть свой.

Если припой для плавки золота можно приобретать или изготовить самостоятельно (например, из серебра, меди, латуни и зубных коронок 880 пробы), то флюс нужно только покупать.

В припоях, которым пользовались еще в Киевской Руси, содержалась ртуть или кадмий.

Видео:

https://youtube.com/watch?v=CbsOckN44oQ

Сейчас крайне редко можно встретить такие припои и, наверное, лишним будет говорить о том, что они очень токсичны и ими лучше не пользоваться.

По способу создания соединительного слоя выделятся лазерная пайка сплава и пайка, в которой используется газовая горелка в домашних условиях.

Как работает горелка:

  • Готовим или приобретаем припой в зависимости от пробы золота;
  • Наносим флюс и ждем, пока флюс растечется по краю поверхности. Выбирайте только подходящий флюс. Флюс распределите за границы области пайки. Это делается для того, чтобы подготовленная область была чуть больше, чем сама пайка – возможно в процессе спаивания придется ее расширить;
  • Потребуется февка. Она представляет собой согнутую трубку с отверстием на конце, через которое горелка подает тонкую струю газового пламени. Через внутреннюю поверхность февки подается сжатый воздух;
  • Состыкуем две разломанные части, разогреем их паяльной трубой, внесем припой, пока он не перестанет блестеть, и оставим стынуть, после чего зачистим надфилем.

Газовая пайка помогает восстановить золото, если пайка проведена аккуратно, то шва видно не будет. Пайку, в которой используется горелка, реально осуществить самостоятельно.

Она позволит отремонтировать порвавшееся украшение совершенно незаметно, вне зависимости от сложности и места разлома, пробы золота и других условий.

Лазерная пайка производится с помощью лазерного луча, направляемого специальным оборудованием.

Оно достаточно дорогостоящее и приобретать его для разовой пайки золота нет надобности.

Видео:

Лазерная пайка имеет ряд преимуществ перед газовой:

  • Точечный нагрев поверхности;
  • Отсутствие необходимости использовать флюс;
  • Невозможность перегреть место спаивания частей. Перегрев зачастую является критической ошибкой при пайке золота. В его результате спаечный шов изменит цвет и добиться восстановления исходного цвета химическими методами не получится. Если такое случилось, то все изделие необходимо покрыть дополнительным слоем золота электрохимическим методом;
  • Пайка возможна для площадей в несколько сотых долей миллиметра;
  • Отсутствует механическое повреждение поверхностей, лазер действует аккуратно, точечно и без контакта с поверхностью;
  • Метод позволяет не допускать попадания сторонних частиц в область пайки.

Лазерная пайка производится без смены инструментария, все необходимые настройки регулируются на управляющем аппарате.

Использовать ее обязательно при сложном рисунке украшения, сложном разломе или при отсутствии возможности самостоятельно сделать газовую пайку.

Основы процесса пайки металлов: тугоплавкий и легкоплавкий припой, флюс

Температура, при которой плавится золото, составляет 1064°С. Но это значение меняется в зависимости от содержания этого компонента. Чтобы можно было начать ремонт, материал нагревают. Отдельные участки соединяются при помощи специальных материалов, без которых невозможна пайка золота:

  • флюс – состав из нескольких компонентов, используется для предупреждения образования оксидной пленки на обрабатываемом материале, а также способствует повышению текучести припоя по мере нагрева;
  • припой – материал имеет форму проволоки, используется для создания условий, при которых сломанные металлические части будут соединены, его отличает более низкая температура плавления, чем у восстанавливаемого золотого изделия.

Различают разные виды припоя:

  • легкоплавкий: меняет структуру при температуре менее 300°С;
  • тугоплавкий: плавится, когда температура превосходит предел 300°С.

Причем второй вариант характеризуется улучшенными характеристиками. Свойства материала определяются его составом. Легкоплавкий припой чаще всего содержит олово, свинец, а тугоплавкий: медь, серебро, цинк, золото и др. Но припой выбирают не только с учетом характеристик, учитывают и цвет материала.

Смесь можно сделать самостоятельно.

Пайка ювелирных изделий

Окончательная обработка места спайки

А теперь место припоя необходимо обработать, чтобы придать изделию товарный вид. Надфилем предстоит зачистить поверхность. Работа эта тоже ювелирная: приходится работать с мелкими деталями, при этом золото не очень охотно поддается шлифованию.

Бормашина из стоматологического кабинета могла бы на порядок ускорить эту кропотливую работу. Эту же машину можно было бы использовать и для полирования поверхности. Так была бы получена цепочка, которую практически невозможно отличить от только что купленной в магазине.

При определенных навыках работы с металлами запаять ювелирное изделие не так уж сложно. Но приступать к работе неподготовленному человеку не стоит. Здесь нужно руководствоваться принципом врачей «не навреди».

Так не лучше ли обратиться за помощью к специалистам? В любой ювелирной мастерской такую операцию выполнят быстро, качественно и недорого. Ну, а если вас не останавливает сложность выполняемых действий, то в ту же мастерскую стоит обратиться по иным причинам:

  • ознакомиться с процессом пайки золота;
  • приобрести определенное количество припоя.

Последний момент можно считать важнейшим, так как изготовить качественный припой для золота в домашних условиях очень непросто. Да и куда вы будете использовать остаток сплава после того, как произведете ремонт ювелирного изделия? Затратно и очень неэкономно получится.

Есть вероятность, что вы не сможете остановиться на ремонте только одного ювелирного изделия и продолжите это увлекательное дело. Любая творческая работа похвальна, но напоминаем, что незаконное изготовление изделий из драгоценных металлов преследуется законом.

Источник

Подготовка

На первом этапе нужно приготовить все для пайки. Понадобятся припой и флюс. Флюс — это смесь химических веществ, целью которой является удаление пленок окислов металлов с поверхности перед пайкой для улучшения контакта. Флюс также используется для уменьшения поверхностного натяжения, он улучшает растекание припоя и так далее.

Каждый тип данного вещества имеет свое предназначение, то есть для пайки золота также используется специфический флюс. Его можно приобрести в магазине, предназначенном для ювелиров. Он очень прост в использовании — необходимо при помощи кисточки нанести его на место, которое будет запаиваться перед началом работы. Он также уберет остатки жира с поверхности, и этого не нужно будет делать дополнительно. Для равномерного распределения по рабочей поверхности флюс содержит спирт. В большинстве случаев он разогревается до 600–900 градусов.

Припой является еще более необходимым, так как без него не получится соединить две разорванные поверхности. Припой представляет собой металл, в данном случае золото, который плавится при меньшей температуре, чем основной, чтобы заполнить поры в сплавляемом металле. Для того чтобы снизить температуру плавления припоя, в него добавляют примеси. Его можно приобрести также в магазине для ювелиров. Он продается в виде небольших кусочков или тонкой проволоки. Бывает нескольких типов:

  • Припой с большим содержанием золота и с малым количеством примесей. Он будет прочнее держаться, но его изначально нужно будет нагревать до более высокой температуры. Такой припой будет иметь пробу в 14 карат и выше. Кроме того, он может быть среднеплавкий и тугоплавкий.
  • Припой с меньшим содержанием драгоценного металла расплавить проще, но и держаться он будет хуже. Каратность золота будет меньше 14. Применяется для несложного ремонта.

Существуют припои с золотом разного цвета. Но прежде чем использовать любой из них для пайки, необходимо ознакомиться с составом. Там может содержаться кадмий, и паять с ним нужно аккуратно, так как он токсичен.

Если нет возможности купить припой, то его можно изготовить самостоятельно. Для этого потребуется:

  • тигель;
  • медь;
  • серебро;
  • золото;
  • латунь;
  • горелка;
  • емкость для отливки припоя.

Помещаем золото в тигель, а также серебро и медь в таких пропорциях: 585:115:186. Ювелирные изделия требуют высокой точности, неплохо бы для измерения пользоваться ювелирными весами. Лучше всего взять латунь, но можно использовать и кадмий. Латуни понадобится 135 долей, кадмия — 112. С помощью газовой горелки расплавляем серебро, золото и медь. В расплавленный состав вводим четвертый ингредиент.

После полного перемешивания ингредиентов отливаем данный состав в емкость. Когда металл немного остынет, придадим ему форму проволоки или пластины с помощью наковальни. После этого убираем на хранение, предварительно можно его свернуть.

Далее готовим инструменты, которые понадобятся при пайке:

  • газовую горелку, с помощью нее и будет происходить пайка золота;
  • тиски;
  • пинцет;
  • шило;
  • надфили или портативную бормашину (гравер);
  • плоскогубцы;
  • лист тугоплавкого металла.

Все инструменты должны быть маленькими. В свободной продаже вы вряд ли их найдете, но можно попробовать обратиться с целью покупки в мастерскую по ремонту ювелирных изделий или часов. Можно также попробовать поискать их на барахолке.

Процесс пайки

Для начала подготовим поверхность, так как пайка золота — работа непростая. Изделие потом должно будет выдерживать некоторую механическую нагрузку, иначе оно рискует порваться в любой момент и принести разочарование или, хуже того, потеряться.

Пайка золотой цепочки

Поэтому поверхность готовить необходимо очень тщательно. Так что в первую очередь обрабатываем ее флюсом. Эта процедура должна производиться непосредственно перед пайкой, иначе флюс не окажет должного эффекта.

Необходимо заранее соединить детали, которые необходимо спаять и закрепить на месте с помощью небольших тисков. Чаще всего осуществляется пайка цепочки, которая имеет несложное плетение в виде отдельно взятых звеньев.

Тогда после их соединения необходимо будет вставить внутрь поврежденного звена металлический цилиндр соответствующего диаметра и обжать звено с помощью плоскогубцев. Еще одним вариантом соединения звеньев может прослужить шило или вязальная спица, просунутая через соседние звенья. После чего звено необходимо будет прихватить пассатижами.

Существует два основных метода соединения деталей: встык и внахлест. Все зависит от условий, в которых будет находиться стык. Так, если место соединения будет впоследствии испытывать большие нагрузки, необходимо паять обязательно внахлест, но такой метод является менее эстетичным

Существует одно важное правило при пайке деталей из золота: их ни в коем случае нельзя паять на весу

Далее идет нагрев деталей. Газовую горелку необходимо отрегулировать так, чтобы поток плазмы получился очень тонким. Место пайки разогревается, при этом точно говорить, до какой температуры его стоит разогревать, не имеет смысла, все равно в домашних условиях этого отрегулировать нельзя. Как паять золото в таком случае? Придется опираться на ощущения.

Под воздействием температуры цвет золота поменяется. Это говорит о том, что к нему можно приложить припой. Далее нужно будет продолжать нагревать место соединения уже вместе с припоем. Это приведет к тому, что припой растечется по детали. Продолжаем греть до того момента, пока припой и металл будут одного цвета, при этом нужно не перегреть, припой не должен капать с цепочки.

Кадмий выгорит и цвета сравняются. После этого считайте, что вам удалось запаять деталь. В процессе может оказаться так, что у вас не получается этого сделать с первого раза. Ничего страшного, нужно будет немного потренироваться, сделать несколько паек. Только на каждую попытку будет необходим новый припой, так как в отработанном уже выгорел кадмий, поэтому он не годится.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Активный дом
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: